Претендовал ли Иешуа Мессия (Иисус Христос) когда-либо быть Богом? Или Его последователи вменяли Ему это, приписывая Ему божественные качества? Поклоняемся ли мы известному во всем мире человеку,идеализируя его или все-таки истинному Богу, Который есть Иисус Христос? Эти вопросы обсуждались на различных богословских советах на протяжении всей истории церкви. Я просто постараюсь кратко ответить на эти вопросы в этой статье. Повествования Евангелия сосредоточены не на детстве Иешуа, а скорее на нескольких годах Его служения, завершившихся Его смертью и воскресением. Тем не менее, они упоминают раннее осознание Иешуа того, что Его истинным Отцом был Сам Всевышний Бог, а не Иосиф. Лука рассказывает нам об эпизоде, когда в возрасте двенадцати лет Иешуа остался в Иерусалиме, в то время как Иосиф и Мария отправились в обратный путь в Назарет после завершения Пасхи.Когда Его земные родители вернулись в Иерусалим в поисках Его, они нашли Его в Храме. Иешуа сидел в окружении религиозных лидеров, слушал их, задавал им вопросы и учил. На вопрос Его встревоженных родителей Иешуа ответил: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Луки 2:49). Маловероятно, что Иешуа выражал просто религиозное благоговение и верность Богу, называя Его «Его Отцом». Скорее, более вероятно, что Он демонстрировал Свое полное осознание божественного сыновства. Заявление Иешуа о Его уникальных отношениях с ЯХВЕ (священное имя Бога Израиля) подтверждается тем, что Бог-Отец провозглашает сыновство Иешуа: «И с небес раздался голос:«Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Луки 3:22).

Новый Завет говорит нам, что ученики Иешуа не все и не всегда были убеждены в Его божественности, несмотря на проповедь Иешуа, его служение исцеления и освобождения. Они были озадачены, почему Иешуа не торопился публично провозгласить Свою божественность, а иногда просил их хранить молчание о Своей мессианской сущности: «сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» (Матфея 17: 15–20).

Итак, почему Иешуа часто скрывал Свою божественность? Заявлял ли Он когда-либо о том, что является Богом? Давайте внимательно рассмотрим следующее место Писания: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Иоанна 14: 7-11). Итак, Филипп умолял: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Иоанна 14: 8). Ответ Иешуа не только раскрыл Его божественность, но и открыто заявил, что Он был физическим проявлением Живого Бога, который обитал среди Своих учеников. В Евангелии от Иоанна 10:30 Иешуа еще сильнее провозглашает Свое полное единство со Своим Отцом, Богом Израиля: «Я и Отец – одно». Вдобавок в диалоге с фарисеями Иешуа делает поразительное для них заявление о том, что Он – ЯХВЕ, вечное «Я ЕСМЬ», существовавшее до Авраама: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. »(Иоанна 8: 56–59). Провозглашение Иешуа бытия ἐγὼ εἰμί (греч. Ego eimi), «Я ЕСМЬ», намекает на эпизод с горящим кустом, когда Бог открыл Моисею священное имя ЯХВЕ: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.» (Исход 3:14). Жестокая реакция религиозных властей демонстрирует, что заявление Иешуа было воспринято как богохульство, потому что оно ясно утверждало Его божественность и равенство с ЯХВЕ.

Я хотел бы выделить еще один случай, когда Иешуа был допрошен первосвященником перед распятием: «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!» (Матфея 26: 63–65). Ответ Иешуа «Ты сказал» подтверждает обвинения, выдвинутые против Него, указав, что первосвященник только что объявил, КТО был Иешуа – Мессией, Сыном Божьим (Матфея 26:64). Кроме того, Иешуа ссылается на видение Даниила, хорошо известное в иудаизме Второго Храма, как на божественного Мессию (Матфея 26:64). В 7-й главе Даниила «Одному, подобному Сыну Человеческому» дана универсальная власть управлять народами. Такой беспрецедентный авторитет демонстрирует Его божественную сущность: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Даниил 7: 13–14). Ответ Иешуа настолько явно провозглашал Его равенство с Богом Израиля, что первосвященник воспринял его как «богохульство» (Матфея 26:65).

Итак, утверждал ли Иешуа когда-либо, что он Бог? Согласно Священному Писанию, ответ определенно «да». В то же время, в отличие от плотских людей, Он не стремился к славе, известности или признанию общества, в котором жил: «Я не ищу славы от человеков» (Иоанна 5:41). Его служение не было корыстным, а было сосредоточено на прославлении Бога Израиля, искуплении грехов мира, уничтожении власти сатаны и проявлении милосердия ЯХВЕ. Иешуа всегда действовал в абсолютном единстве с Богом Отцом. Поэтому Он проповедовал только то, что должно было быть сказано в определенное время и в определенных Богом обстоятельствах: «Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Иоанна 12:50). По этой причине в определенные моменты Он публично раскрывал Свою божественную сущность, а в других случаях Он предпочитал скрывать ее.
Кроме того, Иешуа знал, что Его ученики будут проповедовать Его как Господа всего творения после Его воскресения. Тут я хотел бы подчеркнуть, что Евангелие дошло до нас сегодня не потому, что ученикам Иешуа удалось сделать Его сенсационным и приписать Ему божественные качества. Напротив, распространение Евангелия стало возможным благодаря сверхъестественным деяниям Руах ха Кодеш (Святой Дух). Дух Бога Израилева свидетельствовал о божественности Иешуа знамениями и чудесами. Господь поручил верующим из евреев и язычников в силу Бога быть свидетелями и провозвестниками Его истины и милосердия: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Иоанна 14:26; см. также Деяния 1: 8). Иешуа продолжает открывать Себя всем, кто ищет Бога Израиля со смиренным сердцем и сокрушенным духом: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (от Иоанна 14: 23).

Поделится в социальных сетях

Комментарии закрыты.